Обзор Nobody Wants to Die: инновации и стиль в игре

26 июля 2024 в Lenta, PS5, videoreview, Новости PS5, Обзоры, Обзоры PS5

главный герой Джеймс сидит на краю небоскрёба, созерцая оживлённый неоново-освещённый город с летающими автомобилями под дождём

История начинается в автокинотеатре, где главный герой Джеймс смотрит черно-белый фильм в компании своей жены Рэйчел. Во время дождливой погоды вы обмениваетесь шутками с ней, выбирая варианты диалогов. Этот момент спокойствия быстро нарушается: Рэйчел исчезает, и камера отдаляется, показывая мрачный пейзаж 24-го века, где и живет Джеймс.

Это великолепное начало демонстрирует всё, что нужно знать о этом мрачном киберпанк-детективе. Хотя мир может показаться знакомым, разработчики из Critical Hit Games сумели наполнить его интересными деталями и неожиданными поворотами. К сожалению, этот сильный старт не поддерживается на протяжении всего шестичасового игрового времени: сцены расследования слишком упрощены, а в структуре разветвленного сюжета не хватает важных функций для более глубокого исследования. Но несмотря на недостатки в деталях, игра выделяется своим стилем.

Nobody Wants to Die рассказывает уже знакомую историю о детективе Джеймсе, который страдает от трагического прошлого, забытого им самим, и утопает в алкоголе, чтобы заглушить боль в мегаполисе с летающими машинами, гигантскими голографическими рекламами и такими высокими зданиями, что землю не видно. Когда он втягивается в дело, оказавшееся куда больше, чем мог представить, на испытание ставятся как его воля, так и детективные навыки в заговоре, который охватывает его полностью. На первый взгляд сюжет может показаться банальным, а местами игра действительно следует этому сценарию слишком близко.

Персонаж, стоящий на краю высокого здания и смотрящий вниз на оживленный город с летающими машинами и яркой неоновой рекламой в стиле киберпанка

Это не просто очередная детективная история; это киберпанк-нуар, который гордо демонстрирует свои художественные и нарративные корни. В основе сюжета заметно влияние “Изменённого углерода”, особенно в части, где люди могут менять тела после смерти или когда пожелают. Гладкий и захватывающий визуальный стиль напоминает “Бегущего по лезвию”, но вместо японского колорита здесь присутствует имитация к фильмам тёмного города 1950-х. Также легко угадать элементы “Киберпанк 2077”, как в основных киберпанковских мотивах, так и в возможности реконструкции преступлений с помощью гаджетов, работающих на техно-болтовне. Конечно, не обходится и без атмосферы детективного нуара начала 20 века — с фатальными женщинами, вечным дождём, обилием алкоголя и монологами Джеймса, балансирующими на грани идеальной мелодраматичности и излишней театральности. Это подлинная мокрая пульпа.

Разработчики из Critical Hit Games не скрывают своего отношения “съесть богатых”. Система смены тел теоретически предоставляет бессмертие, но требует покупки подписки по достижении совершеннолетия. Если вы не можете себе это позволить, вас арестуют и ваш мозг отправят на хранение в “банк”; если же вы богаты, можете купить новое тело и менять его как вам угодно. К сожалению, концепция классовой борьбы, которая здесь заманчиво заявлена, в основном используется лишь для продвижения сюжета. Это скорее возможность назвать богатых “негодяями”, чем сделать более сложный вывод о неравенстве и причинах его существования.

Каждая необычная деталь дизайна способствует созданию завораживающей атмосферы.

Несмотря на заимствования из различных источников, разработчики внесли множество уникальных деталей. Мы уже встречались с идеей переселения сознания в другие тела в киберпанковской литературе, однако здесь впервые подробно описаны возможные недостатки такой системы, например, если новое тело страдает от зависимостей или аллергий. Особенно запоминается, как квартира Джеймса настолько ветха, что ему приходится вызывать общественную ванную, что приводит к комичной встрече с соседом, ещё не закончившим принимать ванну.

Также в игре есть мелкие эстетические детали, которые кажутся не слишком логичными, например, использование вращающегося диска для ввода цифровых кодов в замках. Почему мир 24-го века так мало использует компьютерные технологии? Как Джеймсу удается найти автокинотеатр, который показывает почти 400-летние черно-белые фильмы? Все эти странные моменты способствуют созданию увлекательной атмосферы, и их легко принять, когда видно, что разработчикам из Critical Hit Games весело сочетать анахронизмы новыми способами.

Интерьер квартиры в игре 'Nobody Wants to Die' с видом на холодильник, на котором прикреплена заметка с перечнем 'Новые аллергии тела' на липкой бумажке, рядом с экраном, отображающим разнообразное меню

Сценарий и мир игры отдают дань уважения 1950-м годам и фильму-нуару, но это не означает, что они идеализированы. Многие монологи Джеймса о грязной жизни окружающих, подавляющей системе, в которой они все живут, и насилии, с которым ему приходится сталкиваться, являются излишне поэтичными и надуманными, и иногда он или другие персонажи — особенно его партнёр Сара — указывают ему на это. Сара — отличное дополнение к Джеймсу; между ними складывается захватывающее платоническое взаимодействие: она помогает ему разобраться в деле, говоря ему в наушник, а он делает то же самое для неё.

С множеством диалоговых вариантов на выбор в большинстве разговоров вы можете либо серьёзно подходить к расследованию, либо выбирать абсурдные ответы — например, слушать вашего коррумпированного начальника или игнорировать его и красть улики. В первом прохождении я выбрал прямолинейный путь, и хотя не все решения были “морально правильными”, мрачный тон оставался верным характеру Джеймса. Во втором прохождении я решил воспользоваться абсурдными вариантами, что привело к смешным моментам, например, когда Джеймс боится света от своего инструмента для УФ-детекции, потому что он вызывает рак. Он тот ещё персонаж, который сидит на неоновых вывесках за пределами своей квартиры на 500-м этаже, пьёт или курит (не играйте в эту игру, если боитесь высоты), будучи мелодраматичным одиночкой, и «Никто не хочет умирать» не упускает возможности посмеяться над ним.

Вид сверху на оживленную улицу с летающими автомобилями в футуристическом городе из видеоигры 'Nobody Wants to Die', где персонаж игры сидит на краю здания, держа в руках бутылку с напитком.

Это сочетание нового и старого создаёт пульповую смесь сцен, которые могут колебаться между депрессивной ретроспективой, откровенной трагедией и самосознательной чепухой, и всё это каким-то образом никогда не кажется неуместным. Фактически, посвящение Nobody Wants to Die этому диссонансу в тоне во многом позволяет ей выделиться, несмотря на явные отсылки.

Никто не будет вас вести за руку

Хотя Nobody Wants to Die предлагает вам окунуться в фантазию нео-нуарного детектива, есть определенные ограничения — особенно в том, как игра позволяет вам решать дела, что на деле оказывается не так уж и много. Большая часть ваших действий помимо разветвленных диалогов сводится к самой детективной работе: вы осматриваете место преступления, собираете улики, используете передовые технологии для восстановления жутких и кровавых убийств, чтобы они разыгрались перед вами, а затем собираете всё воедино на доске для улик.

Изначально работа всех этих гаджетов может показаться запутанной, но к концу первого дела вы входите в ритм. Используйте Реконструктор для восстановления событий, перематывайте или возвращайте трёхмерные записи назад, чтобы найти новые улики или следы, которым хотите следовать, анализируйте эти данные и применяйте дополнительные устройства, такие как УФ-свет и рентген, чтобы проникнуть глубже. Все собранные данные будут представлены на доске улик, где вы можете сделать выводы с помощью небольшой задачи, в рамках которой вам также непосредственно скажут, правильно вы угадываете или нет.

Изображение из видеоигры 'Nobody Wants to Die', показывающее наскальное изображение дракона и загадочные числовые символы, выгравированные на скале среди зелёных лиственных растений.

Кажется простым, и это действительно так, особенно потому что редко приходится действовать самостоятельно. Чаще всего вам подсказывают через диалоги или указания, какой инструмент использовать и как мыслить. Вам буквально приходится следовать за сюжетом, наблюдая за его развитием, а не вести собственное расследование, что лишает чувства достижения. Нет ограничения по времени, нет и страха пропустить важную улику. Также может раздражать, когда фигуры, перемещающиеся в ваших реконструкциях, мешают использованию инструментов, закрывают обзор и заставляют делать ненужные ошибки в процессе кликов мышью для их активации.

Выбор лишить игрока возможности самостоятельно влиять на ход расследования позволяет, по крайней мере, более тесно погрузиться в сюжет, так как не нужно отвлекаться на другие аспекты, например, на самостоятельное решение дела. Это особенно заметно в том, как определённые события влияют друг на друга, создавая больше вариантов для разговоров, но жёсткая структура также значительно уменьшает влияние вашего расследования.

Сцена из видеоигры 'Nobody Wants to Die', показывающая момент расследования: персонаж игры наклоняется над круглым стеклянным полом, на котором видна кровавая лужа

К счастью, система диалогов заслуживает внимания. Это не самая развитая система из тех, что мне доводилось видеть, но в ней достаточно выбора, чтобы чувствовать хоть какой-то контроль над Джеймсом и его действиями во время разговоров. Его основная черта характера не меняется, но вы можете решить, будет ли он честно отвечать Саре о доказательствах, которые он решил украсть с места преступления, пить и водить машину, сотрудничать с полицией или даже стрелять в кого-то. Насколько важны ваши выборы, зависит от ситуации, и несмотря на то, что сюжет всегда приходит к одному и тому же напряжённому противостоянию, есть несколько концовок. Однако Nobody Wants to Die понимает, что важен сам путь. И финальная развязка, тёмная и удовлетворительная, заставляет задуматься о своих выборах, иногда доводя до абсолютного отчаяния.

Никто не хочет, чтобы вы сохраняли игру

Если вы настолько увлечены, что хотите увидеть все возможные исходы, вы можете начать заново с нового файла сохранения, но разработчики из Critical Hit Games не облегчили повторный проход. Отсутствие возможности вручную сохранять игру — это хороший способ заставить вас задуматься о последствиях каждого выбора, но это серьезно усложняет просмотр всех вариантов развития событий. Также после первого прохождения не появляется возможности начать игру с новыми бонусами или выбора глав. Если вы хотите быстро пропустить длинные диалоги, единственный доступный вариант — нажимать кнопку пропуска, которую приходится кликать для каждой строки диалога, и вовсе нельзя пропустить катсцены. Так что, если вы хотите испытать разные концовки, вам практически придется пройти всю кампанию заново.

Конечно, Nobody Wants to Die длится всего пять-шесть часов, и в зависимости от полученного финала у вас может появиться большое желание снова погрузиться в игру. Я получил особенно плохой исход, который, на мой взгляд, оказался худшим возможным развитием событий, поэтому я, конечно, захотел увидеть, могу ли я добиться чего-то другого — возможно, такого, что не заставит меня чувствовать себя опустошённым (игра слов преднамеренна). Начать с нуля было не так уж и тяжело, так как я сделал новые выборы, которые открыли разговоры или принесли иные результаты позже. Тем не менее, я в конечном итоге посмотрел сборник всех концовок, и хотя некоторые из них оказались счастливее того, с которым я столкнулся вначале, ни один из них не был «идеальным». История Джеймса связана с прошлым, которое медленно начинает его преследовать, и ваши игровые навыки не помогут избежать горького финала.

Решение не включать функции повторного прохождения является интересным, поскольку многие игры с разветвлённым сюжетом хотят, чтобы вы ощущали вес своих решений, но также предоставляют возможность их изменить. Я должен отдать должное разработчикам за такой смелый шаг, но делает ли это игру «Никто не хочет умирать» более «приятной», что бы это ни значило? Я не уверен. Возможно, моё мнение было бы иным, если бы я получил «лучший» исход с первой попытки, но кажется, что должна быть хотя бы опция, которая помогала бы ускорить последующие прохождения после первого.

Вердикт по обзору игры Nobody Wants to Die

История Nobody Wants to Die, хотя и не является полностью оригинальной, обладает интересным сочетанием вдохновений и уникальными элементами мировоззрения, которые гармонично сочетаются, создавая что-то новое и привлекательное. Игра, посвященная искусству расследования, содержит излишнее руководство для игрока, но система диалогов компенсирует это юмором, неожиданными поворотами и удивительно глубоким сюжетом о том, как прошлое может влиять на настоящее — даже когда перед вами перспектива бессмертия.

Последние новости