Обзор нового расширения Final Fantasy XIV: Dawntrail – путешествие в Турал
10 июля 2024 в Lenta, PS4, PS5, videoreview, Обзоры, Обзоры PS5, Обзоры игр PS4
Точно так же, как начало Endwalker совершалось в компании друзей, отправляющихся в далёкое путешествие к городу Олд Шарлайан, новое расширение Dawntrail для Final Fantasy XIV начинается с долгого плавания в неведомые земли. Но вместо знакомства с давно упоминаемым обществом, вас ожидает полное погружение в регион, о котором жители Эорзеи знают крайне мало. С первых шагов в землях Турал, вдохновлённых культурами Мезоамерики и Латинской Америки, может показаться, что это летние каникулы для героев, спасших целые миры от гибели. Однако я уверяю вас: все ваши представления о Dawntrail обманчивы. Это начало новой эры для MMO, и переходный период иногда может быть заметен, но Dawntrail вновь доказывает, почему FFXIV является эталоном серии Final Fantasy.
Это новое расширение для FFXIV знакомит нас с культурой, семейными ценностями и наследием так, как раньше не делалось – и вскоре начинает задавать вопросы о том, до каких границ мы готовы идти, чтобы сохранить то, что для нас дорого. На первый взгляд это может показаться знакомым для тех, кто следит за игрой многие годы, но Dawntrail предлагает свой уникальный взгляд на эти темы, чтобы не повторяться. Вместо этого расширение открывает новые перспективы, которые порой оказываются столь же впечатляющими, как и самые яркие моменты в 14-летней истории MMO. Основной квест (MSQ) ведет вас непредсказуемыми путями, сочетая глубокие влияния реального мира с высокотехнологичной научной фантастикой, включающей элементы киберпанка, и умело вплетает в это всё мотивы из предыдущих Final Fantasy, сохраняя при этом логичность сюжета.
Для достижения этого потребовалась немалая работа. Я ценю основу, которую Dawntrail заложил в первой половине главной квестовой линии, ярко описывая Турал с его культурным контекстом на переднем плане. Менее очевидные отсылки скрыты за яркими примерами вдохновения, которое привнесено в игру – все мы знаем, что такое тако и мескаль, но включение квеста, посвященного рецепту кочинита пибиль в игровом мире, является лишь одним из множества приятных моментов. От архитектуры центрального города Тулийоллаль до яркого оформления его начальных зон – Dawntrail открыто демонстрирует свои влияния, гармонично вписывая эти культуры и народы в уже богатый фэнтезийный мир.
В ключевые моменты можно убедиться в том, что FFXIV затрагивает чувства так глубоко, как это не удаётся ни одному другому художественному произведению, будь то игра или что-то иное.
Несмотря на то, что изучение культурных особенностей представляется захватывающим, восприятие сюжета недостаточно динамично, что неудивительно учитывая задачу заложения нового сюжетного арка. Примерно в первой половине главного квеста вы путешествуете по землям Турал в компании нового персонажа по имени Вук Ламат — наивной, но всегда оптимистичной женщины-Хротгар с золотым сердцем. Она участвует в аниме-подобном турнире против своих братьев и сестёр в надежде стать новым Владыкой Зари, правителем Турал. Это позволяет вам установить тесную связь с местными жителями и преодолеть различия между кажущимися разнородными обществами каждой зоны. Структура сюжета такова, что вы долго повторяете одни и те же действия, а сам сюжет на ранних этапах написан довольно поверхностно. Не все должно быть поэтичным и глубоким (хотя Dawntrail в конечном итоге достигает этого), но конфликты возникают и разрешаются слишком упрощённо, что не настолько эмоционально, как, кажется, хотелось бы создателям. Однако развитие сложных отношений между братьями и сестрами стало для меня одним из самых интересных моментов первой половины, что представляет собой захватывающую динамику, сохраняющуюся на протяжении всего расширения.
Было довольно неожиданно обнаружить, что Вук Ламат является, по сути, главным персонажем Dawntrail, в то время как вы, как Воин Света, и ваши друзья-Scions выступают в поддерживающих ролях. Однако именно она является связующим звеном с новым регионом, и ваше участие в её путешествии предоставляет необходимый контекст для понимания причин вашего вовлечения (помимо желания приключений ради приключений после того, как в Эорзее дел больше не осталось). Мне нравится Вук Ламат как персонаж, поскольку у неё есть сердце, чтобы нести темы Dawntrail, но ей не хватает глубины для того, чтобы быть настоящим протагонистом. FFXIV ранее не использовала такой подход к своим персонажам — даже будучи Воином Света, второстепенные персонажи всегда помогали поднять сюжет на новый уровень. Ближайший аналог из прошлых расширений — Кристальный Экзарх из Shadowbringers, чья харизма и влияние были очевидны, будь он на экране или нет. Так что, когда Вук Ламат превозносит добродетели мира, не в полной мере осознавая тонкости, связанные с этим, её слова кажутся неубедительными.
С лёгким оттенком шоненской энергии «силы дружбы», Dawntrail действительно находится на правильном пути – и хотя иногда кажется поверхностным, приятно видеть историю, которая открыто говорит о том, что принятие наших различий и честный культурный обмен могут сделать мир лучше, что Вук Ламат великолепно демонстрирует. Структура квестов иногда может быть не самой захватывающей, но я бы не стал говорить, что FFXIV наконец показывает свои ограничения или что-то в этом роде, потому что за годы я видел, как квесты (основные и дополнительные) были по-настоящему креативными в рамках MMO. Скорее, очевидно, что приоритеты рассказывания историй в Dawntrail подразумевают множество событий, сквозь которые игрок должен пройти, сохраняя при этом темп, чтобы не затягивать слишком сильно.
Были моменты, когда я начал задаваться вопросом, к чему же на самом деле стремится Dawntrail. Каждое расширение с самого начала имеет свой импульс, и новое начало этого расширения представляет собой вызов, с которым FFXIV не сталкивалась с момента A Realm Reborn. Однако некоторые хорошо продуманные подземелья, захватывающие бои с боссами с новыми боевыми механиками и впечатляющие моменты в сюжетных одиночных инстансах удерживали моё внимание и интерес – и если честно, я был просто рад быть частью этого путешествия. Это также потому, что я знал, что в Dawntrail, как и во всех расширениях FFXIV, неизбежно наступит переломный момент – и когда я дошел до него, он ошеломил меня откровениями, которые оставили след в долгой истории MMO.
Переключение произошло во второй половине, когда вас вводят в версию FFXIV старинного американского Запада. Услышать техасский акцент, а тем более американский, в FFXIV впервые было для меня таким же сюрпризом, как и любой неожиданный поворот сюжета. Очаровательно, как еще один фрагмент реального мира легко вписывается в общую атмосферу расширения. Это также говорит о том, что глубже в сюжете нас ждут контрасты, которые как концептуально, так и визуально превосходны. Высокотехнологичный научно-фантастический аспект Dawntrail уже хорошо известен перед его выпуском – основной город Солюшн Найн был представлен заранее, но именно причины, по которым вас туда приводят, создают квинтэссенцию повествования FFXIV. В этой второй половине предстоит столкнуться с неожиданными поворотами, содержащими поистине поразительные моменты, о которых я все еще пытаюсь осмыслить.
Меня переполняет радость от того, что игра, которую я, казалось бы, так хорошо знал, может так удивить. Будучи так долго погруженным в мир FFXIV и перенеся множество любимых сюжетных моментов в свою жизнь, я не всегда ожидаю, что игра будет продолжать достигать таких вершин. Тем не менее, Dawntrail снова это делает – возможно, не так стабильно или изящно, но оставляет значительный след. Он заставляет задуматься о том, что делает семью важной, спрашивает, почему мы испытываем такое негодование к тем, кто отличается от нас, и показывает, что возможно, когда мы работаем вместе. Более того, он развивает вопросы, поставленные в Shadowbringers и Endwalker, о том, как мы справляемся с потерей, смертностью и неизбежным течением времени, которое уносит то, что нам дорого – и о неприятной правде, что мы приписываем значение жизни, потому что она заканчивается.
Расширение Dawntrail является достойным продолжением FFXIV и открывает мир увлекательных возможностей.
В ключевые моменты я осознавал, что FFXIV затрагивает мои эмоции так, как не способно никакое другое произведение, будь то игра или что-то еще. Большая часть этого связана с тем, что некоторые мне дорогие персонажи продолжают развиваться и быть голосом разума, принося ясность, когда в моей жизни царит полный хаос. Да, вы отправляетесь в новые и захватывающие начинания в земле, незнакомой персонажам, с которыми вы были многие годы, но Dawntrail становится сильнее благодаря тому, что помнит свои корни.
Часть меня чувствует, что Dawntrail соединяет две совершенно разные части, и я часто задумываюсь, насколько глубже FFXIV могла бы исследовать свои ключевые темы, если бы уделила больше времени той или иной. Но благодаря достаточной связности для моментов, которые должны ударить по чувствам, он достигает такого же воздействия, как и предыдущие расширения, каждое по-своему. Если выделить одну тему, то это мир, который не просто отсутствие войны, но двусторонний процесс, требующий усилий — будь то мир в мире или борьба за внутренний мир среди неизгладимой скорби и трагедии.
Несмотря на все недостатки в начальные часы, игра в итоге реализует заложенные идеи. То, как Dawntrail использует свою последнюю зону как средство повествования, как концептуально, так и визуально, ошеломило меня, оставив ощущение комка в животе. Абсолютный шквал последних подземелий заставил меня сидеть на краю кресла, лихорадочно выполняя мои атакующие комбинации. Творческие боевые механики, которые даже удивили меня как опытного рейдера Savage, заставили меня улыбнуться, когда я принимал штрафы к урону как настоящий чемпион. И возможность сражаться почти во всех этих битвах вместе с моими любимыми персонажами через систему поддержки заданий позволила этим игровым сегментам также засиять как вершины в рассказе.
Эмоциональное ядро, которое всегда является ключевым для лучших моментов FFXIV, находит своё отражение в музыке. Композитор Масаёси Сокэн вместе с командой звукорежиссёров проложили новые пути для MMO и для серии Final Fantasy в целом здесь, в Dawntrail. Испанские и латиноамериканские мотивы легко вплетены в мелодии, которые наполняют новые зоны и города чудом и восторгом, а фламенко-стиль боевой темы застревает в голове, пока я это пишу. Тоскливые мелодии на фоне гитарных риффов старого запада в Xak Tural выделяются как запоминающиеся композиции, создающие неповторимую атмосферу. Затем следуют треки в стилях синтезаторного металла и транса для ключевых битв, которые производят впечатление, несравнимое с другими композициями разнообразного саундтрека Dawntrail. И да, есть действительно милые лоу-фай биты для отдыха или учёбы. А не забудем и о джазовой свинг-теме нового центрального города Тулийоллаль. Независимо от стиля, Сокэн и его команда создают невероятную музыку, которая гибко сочетает жанры, поднимая их на новый уровень, при этом последовательно включая классические музыкальные темы, которые становятся частью повествовательного опыта – это еще одна заслуженная победа для FFXIV.
История может быть на переднем плане запуска Dawntrail, но с новым расширением приходит тонна нового контента – особенно стоит отметить две новые профессии: Пиктомансер и Вайпер. После прокачки Пиктомансера и оттачивания его атакующей ротации, полной очаровательных способностей с картинами, превращающимися в разрушительные, он стал одним из моих любимых профессий всех времён в расширениях. Пиктомансер такой милый, несерьезный и невероятно веселый в игре. Он находит золотую середину между своими коллегами по классу магического урона, Черным Магом и Призывателем; он не настолько сложен, чтобы вы мучились с обучением, но и не настолько прост, чтобы вы бездумно повторяли свою ротацию. Запуск своих картин перед боем выглядит очаровательно, как и использование помпонов могглов перед тем, как достать магический молот для сокрушения врагов. Удовлетворение приходит, когда вы совмещаете все кулдауны и заклинания, перемещаясь между различными заклинаниями, которые вам предстоит выполнить, и на данный момент он занимает высокие позиции в таблицах DPS (хотя планируются некоторые изменения для устранения определенных злоупотреблений).
Пиктомансер невероятно милый, легкомысленный и чрезвычайно увлекательный в игре.
Вайпер, с другой стороны, оказался не таким захватывающим, как я ожидал — возможно, потому что большую часть времени в FFXIV я играл за ближнего бойца DPS и не изменял Ниндзя в каждом рейде. В отличие от Пиктомансера, Вайперу не хватает той увлекательной настройки и моментов взрывного урона, или даже ярко выраженной индивидуальности, чтобы выделиться на фоне множества других DPS профессий. Не поймите меня неправильно, видеть, как Вайпер меняет два меча на двустороннее лезвие, круто, но по сравнению с Рипером (который имеет схожие черты), динамика разветвленной атакующей ротации Вайпера не достигает тех удовлетворительных высот. На старте разработчики даже заявили, что будут дорабатывать Вайпер, и хотя невозможно сказать, как это может изменить основную концепцию профессии, определенно есть потенциал для ее улучшения.
Как обычно, в пост-игре есть два подземелья уровня эксперт, каждое из которых использует более фантазийные настройки Dawntrail и экспериментирует с некоторыми новыми боевыми механиками. И хотя я все еще продолжаю их проходить на момент написания этого текста, текущие Экстремальные испытания превращают базовые бои с боссами в дикие и хаотичные сражения. Другой важной частью контента, о которой стоит упомянуть, являются ролевые квесты, продолжающие традицию предоставления дополнительной предыстории в зависимости от прокачанных вами профессий. Они не настолько определяющие, как в Shadowbringers или Endwalker, но их стоит пройти до конца, так как они добавляют приятное дополнение, связывающее другие части FFXIV. Продолжительное наследие Dawntrail также заключается в контенте будущих обновлений — серии рейдов Arcadion, специальной профессии Зверолов, Космических Исследованиях и всем новом, что команда FFXIV будет внедрять в течение следующих двух лет. Я буду готов к их прибытию, но пока Dawntrail заслуженно занимает свое место в пантеоне великих расширений.
Заключение по обзору Final Fantasy XIV Dawntrail
Dawntrail сталкивается с трудностями роста и заметными паузами, поскольку он заложил основу новой эры для Final Fantasy XIV, но увлекательные культуры региона Турал достаточно сильны, чтобы провести вас к его величайшим моментам. Также приятно видеть, как реальные культурные влияния, близкие мне, так хорошо представлены в FFXIV. И хотя для этого нужно некоторое время, когда главный сюжет совершает переворот и показывает свою истинную суть, он достигает таких вершин, которые мы видели в MMORPG снова и снова. Dawntrail поразил меня уникальным чувством самоанализа и ошеломил захватывающими боевыми встречами, и пройти этот путь вместе с персонажами, которых я полюбил, как новыми, так и старыми, доказывает, что такой опыт возможен только в той форме, в которой он существует. Это расширение является достойным продолжением FFXIV и открывает мир увлекательных возможностей для будущего. Dawntrail не забывает, что это история Final Fantasy, и способ, которым он связывает своё прошлое, настоящее и будущее, создает невероятные моменты, которые продолжают поднимать и определять серию.